Таможенный союз даст прирост ВВП на 15-20%

Суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного
союза России, Казахстана, Украины и Белоруссии к 2015 году
может составить около 400 миллиардов долларов. Таковы
результаты исследования, проведенного Институтом
народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Ученые утверждают, что устранение таможенных барьеров во
взаимной торговле четырех стран может обеспечить в комплексе к
2015 году рост ВВП этих государств на 15-20%. На данный же
момент их ВВП падает в результате мирового финансового кризиса. В
России, по прогнозам экспертов МВФ, он может снизиться на 6%. У
ее соседей — еще больше. Правда, строго говоря, на данный
момент нельзя рассчитывать на то, что этот результат достижим,
потому что Украина, хотя и состоит в организации Единого
экономического пространства, подписывает далеко не все соглашения
по Таможенному союзу.
О своем намерении создать Единое экономическое пространство
президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили еще
23 февраля 2003 года, а 19 сентября того же года
было подписано соглашение по этому поводу. Однако президент
Украины Виктор Ющенко уже в апреле 2005 года заявил, что
«Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами
этой организации, но не допустит девальвации своего фискального,
таможенного и бюджетного суверенитетов». В конце августа
2005 года на саммите глав стран — участников Соглашения по
формированию Единого экономического пространства Ющенко подписал
лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной
торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идет о
создании наднационального тарифного органа и таможенного союза,
Киев не устроили.
KM.RU:
Члены круглого стола промышленников (IRT) России и ЕС,
сопредседателями которого являются глава «Роснано» Анатолий
Чубайс и глава датской судоходной корпорации Moller-Maersk
Нильс Андерсен, полагают, что Таможенный союз России,
Казахстана и Белоруссии, который должен начать функционировать
с 1 января 2010 года, может усложнить экономические связи между
Москвой и Брюсселем. При этом, однако, участники круглого стола
«милостиво» не настаивают на аннулировании этого союза, а
просят лишь пояснить бизнес-парадигму. Как подчеркнул Анатолий
Чубайс, проблема не в самом союзе, а в возможной последующей
из-за этого отсрочке вступления России в ВТО.
Впрочем, отряд не заметил потери бойца. И недавно Белоруссия,
Россия и Казахстан согласовали единый таможенный тариф и
планируют окончательно утвердить его 27 ноября на саммите в
Минске. Как сказал премьер-министр России Владимир Путин, «с
1 января по 1 июля 2010 года планируется запустить
единые механизмы регулирования внешней торговли, ввести в
действие Таможенный кодекс союза, завершить перенос контрольных
функций на внешнюю границу Белоруссии, а также существенно
облегчить контроль на российско-казахстанском участке
границы».
Правда, президент Белоруссии Александр Лукашенко уже выражает
недовольство, утверждая, что интересы Минска не до конца учтены,
в особенности в отношении цен на энергоносители. В частности,
Белоруссия ждет от России отмены пошлин на поставки нефти.
С Лукашенко не согласны власти Казахстана. Как заявил накануне
перед своим визитом в Россию глава внешнеполитического ведомства
страны Канат Саудабаев, «с созданием Таможенного союза
открываются большие перспективы в свободном перемещении товаров,
увеличении инвестиционных потоков, взаимного товарооборота между
нашими странами. В перспективе Таможенный союз послужит площадкой
для создания более высокой ступени интеграции — Единого
экономического пространства, где будет обеспечиваться принцип
четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, капитала и
рабочей силы)».
О своем исследовании КМ.RU рассказывает завлабораторией
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор
экономических наук Феликс Клоцвог:
— Мы провели исследования перспектив развития Единого
экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и
Украины в перспективе до 2015 года в двух вариантах. В
первом случае мы основывались на современном уровне
интеграционного взаимодействия наших стран. И второй вариант –
при ускорении интеграционных процессов между странами Единого
экономического пространства. В последнем случае к 2015 году
суммарный макроэкономический эффект (суммарный объем ВВП четырех
стран) может быть на 400 миллиардов долларов выше, чем при
существующем уровне интеграционного взаимодействия.
Исследования показали конкретные направления развития
интеграции между нашими странами. Для этого нужно усиление
экспортной направленности российских топливно-энергетических
ресурсов не на дальнее зарубежье, а на страны ЕЭП при ценах,
приближенных к внутрироссийским. За счет этого можно обеспечить
более высокий рост экономики Украины, Белоруссии и Казахстана.
Для России это выгодно тем, что с помощью этого шага можно
увеличить экспорт российской обрабатывающей промышленности в эти
страны. А с другой стороны, получить из Белоруссии, Казахстана и
с Украины недостающую продукцию потребительского характера,
продовольственные товары, например. Одновременно произойдет и
некоторое расширение импорта из стран — партнеров по
Таможенному союзу машиностроительной продукции. Причем речь идет
не столько о снятии таможенных барьеров, сколько о проведении
согласованной целенаправленной структурной внешнеэкономической
политики наших стран.
—
Каковы перспективы реализации вашего сценария?
— Перспективы пока неоднозначны. В России есть разные
точки зрения, различные политические силы. Причем в российской
внешнеэкономической политике преобладает ориентация на страны
дальнего зарубежья, а не на наших соседей. Наше исследование
показывает, что это менее эффективно для России. Белоруссия, в
принципе, готова к такому сотрудничеству. Но в последнее время,
учитывая прохладное отношение российской стороны к двусторонним
контактам, эта страна начинает искать выходы на западный рынок.
Но если с российской стороны будет проявлена разумная инициатива,
то Белоруссия ее всегда поддержит.
Сложнее с Украиной. Этот вопрос является поводом для острой
политической борьбы. И противодействует развитию экономической
интеграции президент Украины Виктор Ющенко. Но мне кажется, что
силы, которые ориентируются на интеграционную политику, набирают
сейчас силу. Это Партия регионов, например. Скоро на Украине
президентские выборы, и есть надежды на приход к власти более
разумного главы государства.
А вот с Казахстаном вообще нет никаких проблем. Астана всегда
поддержит разумные и взаимовыгодные решения. Если это выгодно
Казахстану, то никаких политических амбиций он проявлять не
будет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
zart./Молодцы Государева работники!!!/ -<br/> К 2015 году суммарный макроэкономический эффект (суммарный объем ВВП<br />
четырех стран) может быть на 400 миллиардов долларов выше, ЧЕМ ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕМ УРОВНЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Ну и в чем же смысл вашей иронии?
Да Молодцы Государева работники!!!<br />
В Италии уже сейчас ВВП 1 ТРЛ. долларов, не говорю о других странах. А тут 3 страны и через 6 лет добьются ВВП в 2ю5 раза меньший Итальянского. Ну что Россия ведь сырьевой придаток. И надо нашу страну назвать не РФ, а СП (сырьевой придаток)
В принципе, убрать таможню - это уже нарастить ВВП из-за ликвидации коррупционной составляющей даже без учета прироста ВВП от интенсификации экономической деятельности.
И Белоруссия склоняется туда же, как и Украина. Они, что? – за песенку про Беловежскую пущу, хотят скидки получить? Пусть за песенку работают другие. А про продукты написали – они ведь ничего такого и не продадут, чего в России нет, ничем таким и не накормят.
Конечно учитывается. Несогласованные 5% тарифов -это кака раз тарифы на откаты....